Журнал «Грузовой Транспорт и Спецтехника» – ведущее в Приволжском Федеральном округе издание, ориентированное на круг читателей, интересующихся коммерческим автотранспортом и специальной техникой, опубликовал материал, подготовленный экспертами компании TOTACHI® INDUSTRIAL CO., LTD., Japan.
Инвестируем в автопарк грамотно: как выбрать пластичную смазку для грузового транспорта
Любая техника нуждается в специализированном обслуживании. Особенно если речь идет о дорожном и внедорожном транспорте, от состояния которого зависит не только повышение эффективности бизнеса предприятия в целом, но и коэффициент технической готовности техники для выполнения технологических задач, а также безопасность трудовой деятельности, а зачастую и жизни людей.
Уход за узлами и агрегатами в соответствии с регламентами – это, пожалуй, основной способ продлить срок службы техники. Обслуживание двигателя и трансмиссии, как правило, четко соблюдается согласно требованиям ОЕМ производителя. Однако в особом внимании также нуждаются металлические элементы, внутри которых невозможно создать принудительную циркуляцию масла, но важно обеспечить защиту от интенсивного трения или агрессивной среды. Здесь нужна пластичная смазка. И хотя подобная инвестиция в автопарк кажется необязательной, именно она позволит увеличить межсервисный пробег, обеспечить защиту двигателя, снизить расходы на ремонт и предотвратить простои техники. А как найти идеальный вариант, который подойдет именно вам, расскажут эксперты компании TOTACHI Industrial.
Преимущества пластичных смазок
Основной плюс пластичных, или консистентных смазок заключается в том, что они совмещают в себе преимущества жидких масел и порошковой составляющей. Подобный состав помогает предотвратить износ и заклинивание смежных поверхностей, а также препятствует проникновению в механизмы агрессивных жидкостей, абразивных частиц, газов и паров. Консистентные смазки, благодаря загустителям в составе, легко удерживаются на трущихся поверхностях, не стекая с них, и повсеместно применяются при техническом обслуживании автотранспорта. В сфере дорожного и внедорожного транспорта консистентная смазка просто незаменима, поскольку техника подвергается экстремально высокой нагрузке по целому ряду параметров: скорости вращения, нагреву, агрессивным средам и др. При сравнении с жидкими маслами пластичные смазки гарантировано сохраняют свои вязкостно-температурные характеристики и лучше защищают узлы от износа. Кроме того, консистентные смазки имеют более продолжительный срок эксплуатации.
О составе смазок
Консистентная смазка, как правило, обладает традиционным составом из трех компонентов: 80-85% объема занимает жидкая основа (базовое масло), 10-15% загустители (дисперсная фаза) и 5-10% присадки и наполнители. В основном, масла, которые выступают в качестве жидкой основы или дисперсионной среды, являются продуктами нефтяного или синтетического происхождения. В условиях экстремальной работы механизмов лучше выбирать смазки на синтетических маслах. Загустители – второй по важности компонент – во многом определяют диапазон рабочих температур, антифрикционные и защитные свойства, водостойкость, а также коллоидную, механическую и антиокислительную стабильность смазок. На их структуру и эффективность влияют присадки. Сегодня, благодаря современным технологиям, большинство присадок многофункционально. К примеру, в линейке TOTACHI есть универсальная смазка TOTACHI LITHIUM GREASE EP2 с ЕР-присадками. Такой продукт отлично подойдет для магистральных грузовиков и автобусов, оборудованных дисковыми тормозными системами и испытывающих воздействие высоких температур и ударных нагрузок. Наполнители также необходимы для улучшения эксплуатационных характеристик. В качестве таких компонентов используют высокодисперсные и нерастворимые в маслах вещества с низким коэффициентом трения: например, графит, тальк, слюду или нитрит бора.
Более перспективными считаются смазки, в которых загустителями служат мыла различных металлов. В зависимости от катиона мыла их разделяют на литиевые (Li), натриевые (Na), калиевые (K), кальциевые (Ca), бариевые (Ba), алюминиевые (Al), цинковые (Zn), свинцовые (Pb) смазки. В зависимости от аниона мыла смазки одного и того же катиона разделяют на «обычные» и «комплексные».
Владельцы дорожного и внедорожного автопарка часто пользуются смазками на комплексном литиевом мыле они известны хорошим сцеплением с металлом, что обеспечивает надежную защиту от износа и коррозии, а также высоким сопротивлением вымыванию водой. Подобные смазочные материалы работают в более широком диапазоне температур (от –50° до +160/200°С), нагрузок и скоростей. Многофункциональные литиевые смазки водонепроницаемы, имеют высокую точку каплепадения (выше 180°C) и прекрасные высокотемпературные характеристики, зависящие от базового масла и его вязкости.
При особо тяжелых режимах трения используют смазки с антифрикционными добавками, такими как дисульфид молибдена (МоS2) или реже графит. В литиевых смазках МоS2 является гораздо более эффективным компонентом, чем графит.
О видах пластичных смазок
В настоящее время широко используется классификация консистентных смазок, разработанная национальным институтом по пластичным смазкам (NLGI, США). В ней выделяется 5 классов пластичных смазок в зависимости от области применения в автомобильной технике. Смазки для элементов ходовой части и шарнирных соединений обозначены буквой L, а для подшипников колес буквой G.
Классификации пластичных смазок NLGI
Категория |
Область применения |
Свойства |
LA |
Подшипники шасси автомобиля |
Легкий режим эксплуатации, частая замена смазок |
LB |
Редкая замена смазок, высокие нагрузки, обводненные узлы трения |
|
GA |
Подшипники колес автомобиля |
Легкий режим эксплуатации |
GB |
Умеренный режим эксплуатации, характерный для большинства транспортных средств |
|
GC |
Тяжелые условия эксплуатации, высокие температуры, характерные для транспортных средств, работающих в режиме «стоп-старт» и тяжелого торможения |
Смазки категории NLGILA предназначены для защиты легковых автомобилей и других транспортных средств в обычных условиях эксплуатации.
Смазки NLGI LB применяются для легковых и грузовых автомобилей, а также других транспортных средств. Выбирать подобный вариант стоит, если ваш автомобиль работает в тяжелых условиях, а менять смазку удается нечасто. Подобная смазка высшего качества для ходовой части предотвращает воздействие воды или других загрязнений. Нередко владельцы тяжелых дорожных и внедорожных автомобилей используют водоустойчивую смазку TOTACHI STAR GREASE EP2. Она отлично подходит для высоконагруженных крупноразмерных подшипников с низкой частотой вращения, антифрикционных подшипников, шарниров с вкладышами из цветных металлов и других механизмов, работающих с экстремальными нагрузками в условиях повышенной влажности или запыленности. При этом диапазон рабочих температур подобного смазочного материала составляет от -26° до +177°С.
Категория NLGI GA предназначена для легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в легком режиме. Подобный класс смазок должен сохранять функциональность при ограниченной температуре от -20° до +70°С.
Смазки NLGI GB используются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в умеренном режиме эксплуатации, характерном для большинства транспортных средств. Такие смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40° до +120° и даже до +160°С.
И, наконец, смазочные средства классификации NLGI GC необходимы для подшипников колес, работающих в тяжелых условиях при высоких температурах. Отличным вариантом для защиты от шоковых нагрузок станет противозадирная смазка с дисульфидом молибдена, например, TOTACHI MOLY GREASE EP2. Именно ее рекомендовано использовать владельцам грузового автотранспорта. Она соответствует всем требованиям и обладает диапазоном рабочих температур от -18° до +150°С.
Совместимость смазочных материалов
Нередко руководители дорожных и внедорожных автопарков сталкиваются с необходимостью замены одного смазочного материала на другой. В этом случае наиболее предпочтительный вариант: полное удаление старого вида смазки со всех деталей, на практике это крайне трудно сделать. Поэтому важно знать о совместимости различных смазок. Дело в том, что при смене смазочного материала часть вещества может остаться на поверхности, поэтому вы должны быть абсолютно уверены в том, что составы можно смешивать. Сегодня в России производится примерно 150 наименований смазок, поэтому нет никаких универсальных методов испытания их совместимости.
Прежде всего, чтобы правильно подобрать новое смазочное средство, необходимо установить совместимость загустителей и базовых масел. При замене одной смазки на другую рекомендуется обратиться к различным таблицам совместимости, которые позволяют учитывать консистенцию материалов и температуру каплепадения.
Попробуйте смешать два смазочных материала. Разжижение при подобном смешивании может произойти не только с материалами разных типов (например, с литиевой и полиуретановой смазкой), но также со смазками одного и того же типа из-за разных присадок и базовых масел, используемых различными производителями.
Проблема совместимости смазок разного состава
Важно помнить, что неправильно подобранные смазочные материалы в условиях высоких нагрузок быстро разрушаются, предел их прочности падает, и смазка выдавливается из зоны трения даже после остановки механизма.
Компания TOTACHI берет на себя дополнительные обязательства по предоставлению технической поддержки, а также выработки оптимальных решений для партнеров по использованию продуктов, выпускаемых компанией.