i

ЖУРНАЛ «ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТ И СПЕЦТЕХНИКА»: "КАК ВЫБРАТЬ ПЛАСТИЧНУЮ СМАЗКУ ДЛЯ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА"

Журнал «Грузовой Транспорт и Спецтехника»: "Как выбрать пластичную смазку для грузового транспорта"
i

Дата публикации: 26.03.2020

iвернуться к списку публикаций

Журнал «Грузовой Транспорт и Спецтехника» – ведущее в Приволжском Федеральном округе издание, ориентированное на круг читателей, интересующихся коммерческим автотранспортом и специальной техникой, опубликовал материал, подготовленный экспертами компании TOTACHI® INDUSTRIAL CO., LTD., Japan.

 

Грузовой транспорт и спецтехника

 

 

Инвестируем в автопарк грамотно: как выбрать пластичную смазку для грузового транспорта

 

Любая техника нуждается в специализированном обслуживании. Особенно если речь идет о дорожном и внедорожном транспорте, от состояния которого зависит не только повышение эффективности бизнеса предприятия в целом, но и коэффициент технической готовности техники для выполнения технологических задач, а также безопасность трудовой деятельности, а зачастую и жизни людей.

Уход за узлами и агрегатами в соответствии с регламентами – это, пожалуй, основной способ продлить срок службы техники. Обслуживание двигателя и трансмиссии, как правило, четко соблюдается согласно требованиям ОЕМ производителя. Однако в особом внимании также нуждаются металлические элементы, внутри которых невозможно создать принудительную циркуляцию масла, но важно обеспечить защиту от интенсивного трения или агрессивной среды.  Здесь нужна пластичная смазка. И хотя подобная инвестиция в автопарк кажется необязательной, именно она позволит увеличить межсервисный пробег, обеспечить защиту двигателя, снизить расходы на ремонт и предотвратить простои техники. А как найти идеальный вариант, который подойдет именно вам, расскажут эксперты компании TOTACHI Industrial.

 

Преимущества пластичных смазок

Основной плюс пластичных, или консистентных смазок заключается в том, что они совмещают в себе преимущества жидких масел и порошковой составляющей. Подобный состав помогает предотвратить износ и заклинивание смежных поверхностей, а также препятствует проникновению в механизмы агрессивных жидкостей, абразивных частиц, газов и паров. Консистентные смазки, благодаря загустителям в составе, легко удерживаются на трущихся поверхностях, не стекая с них, и повсеместно применяются при техническом обслуживании автотранспорта. В сфере дорожного и внедорожного  транспорта консистентная смазка просто незаменима, поскольку техника подвергается экстремально высокой нагрузке по целому ряду параметров: скорости вращения, нагреву, агрессивным средам и др. При сравнении с жидкими маслами пластичные смазки гарантировано сохраняют свои вязкостно-температурные характеристики и лучше защищают узлы от износа. Кроме того, консистентные смазки имеют более продолжительный срок эксплуатации.

 

О составе смазок

Консистентная смазка, как правило, обладает традиционным составом из трех компонентов: 80-85% объема занимает жидкая основа (базовое масло), 10-15% загустители (дисперсная фаза) и 5-10% присадки и наполнители. В основном, масла, которые выступают в качестве жидкой основы или дисперсионной среды, являются продуктами нефтяного или синтетического происхождения. В условиях экстремальной работы механизмов лучше выбирать смазки на синтетических маслах. Загустители – второй по важности компонент – во многом определяют диапазон рабочих температур, антифрикционные и защитные свойства, водостойкость, а также коллоидную, механическую и антиокислительную стабильность смазок. На их структуру и эффективность влияют присадки. Сегодня, благодаря современным технологиям, большинство присадок многофункционально. К примеру, в линейке TOTACHI есть универсальная смазка TOTACHI LITHIUM GREASE EP2 с ЕР-присадками. Такой продукт отлично подойдет для магистральных грузовиков и автобусов, оборудованных дисковыми тормозными системами и испытывающих воздействие высоких температур и ударных нагрузок. Наполнители также необходимы для улучшения эксплуатационных характеристик. В качестве таких компонентов используют высокодисперсные и нерастворимые в маслах вещества с низким коэффициентом трения: например, графит, тальк, слюду или нитрит бора.

Более перспективными считаются смазки, в которых загустителями служат мыла различных металлов. В зависимости от катиона мыла их разделяют на литиевые (Li), натриевые (Na), калиевые (K), кальциевые (Ca), бариевые (Ba), алюминиевые (Al), цинковые (Zn), свинцовые (Pb) смазки. В зависимости от аниона мыла смазки одного и того же катиона разделяют на «обычные» и «комплексные».

Владельцы дорожного и внедорожного автопарка часто пользуются смазками на комплексном литиевом мыле они известны хорошим сцеплением с металлом, что обеспечивает надежную защиту от износа и коррозии, а также высоким сопротивлением вымыванию водой. Подобные смазочные материалы работают в более широком диапазоне температур (от –50° до +160/200°С), нагрузок и скоростей. Многофункциональные литиевые смазки водонепроницаемы, имеют высокую точку каплепадения (выше 180°C) и прекрасные высокотемпературные характеристики, зависящие от базового масла и его вязкости.

При особо тяжелых режимах трения используют смазки с антифрикционными добавками, такими как дисульфид молибдена (МоS2) или реже графит. В литиевых смазках МоS2 является гораздо более эффективным компонентом, чем графит.

 

О видах пластичных смазок

В настоящее время широко используется классификация консистентных смазок, разработанная национальным институтом по пластичным смазкам (NLGI, США). В ней выделяется 5 классов пластичных смазок в зависимости от области применения в автомобильной технике. Смазки для элементов ходовой части и шарнирных соединений обозначены буквой L, а для подшипников колес буквой G.

 

Классификации пластичных смазок NLGI

Категория

Область применения

Свойства

LA

 

Подшипники шасси автомобиля

Легкий режим эксплуатации, частая замена смазок

LB

Редкая замена смазок, высокие нагрузки, обводненные узлы трения

GA

 

Подшипники колес автомобиля

Легкий режим эксплуатации

GB

Умеренный режим эксплуатации, характерный для большинства транспортных средств

GC

Тяжелые условия эксплуатации, высокие температуры,  характерные для транспортных средств, работающих в режиме «стоп-старт»  и  тяжелого торможения

 

Смазки категории NLGILA предназначены для защиты легковых автомобилей и других транспортных средств в обычных условиях эксплуатации.

Смазки NLGI LB применяются для легковых и грузовых автомобилей, а также других транспортных средств. Выбирать подобный вариант стоит, если ваш автомобиль работает в тяжелых условиях, а менять смазку удается нечасто. Подобная смазка высшего качества для ходовой части предотвращает воздействие воды или других загрязнений. Нередко владельцы тяжелых дорожных и внедорожных автомобилей используют водоустойчивую смазку TOTACHI STAR GREASE EP2. Она отлично подходит для высоконагруженных крупноразмерных подшипников с низкой частотой вращения, антифрикционных подшипников, шарниров с вкладышами из цветных металлов и других механизмов, работающих с экстремальными нагрузками в условиях повышенной влажности или запыленности. При этом диапазон рабочих температур подобного смазочного материала составляет от -26° до +177°С.

Категория NLGI GA предназначена для легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в легком режиме. Подобный класс смазок должен сохранять функциональность при ограниченной температуре от -20° до +70°С.

Смазки NLGI Gиспользуются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в умеренном режиме эксплуатации, характерном для большинства транспортных средств. Такие смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40° до +120° и даже до +160°С.

И, наконец, смазочные средства классификации NLGI GC необходимы для подшипников колес, работающих в тяжелых условиях при высоких температурах. Отличным вариантом для защиты от шоковых нагрузок станет противозадирная смазка с дисульфидом молибдена, например, TOTACHI MOLY GREASE EP2. Именно ее рекомендовано использовать владельцам грузового автотранспорта. Она соответствует всем требованиям и обладает диапазоном рабочих температур от -18° до +150°С.

 

Совместимость смазочных материалов

Нередко руководители дорожных и внедорожных автопарков сталкиваются с необходимостью замены одного смазочного материала на другой. В этом случае наиболее предпочтительный вариант: полное удаление старого вида смазки со всех деталей, на практике это крайне трудно сделать. Поэтому важно знать о совместимости различных смазок. Дело в том, что при смене смазочного материала часть вещества может остаться на поверхности, поэтому вы должны быть абсолютно уверены в том, что составы можно смешивать. Сегодня в России производится примерно 150 наименований смазок, поэтому нет никаких универсальных методов испытания их совместимости.

Прежде всего, чтобы правильно подобрать новое смазочное средство, необходимо установить совместимость загустителей и базовых масел. При замене одной смазки на другую рекомендуется обратиться к различным таблицам совместимости, которые позволяют учитывать консистенцию материалов и температуру каплепадения.

Попробуйте смешать два смазочных материала. Разжижение при подобном смешивании может произойти не только с материалами разных типов (например, с литиевой и полиуретановой смазкой), но также со смазками одного и того же типа из-за разных присадок и базовых масел, используемых различными производителями.

 

Проблема совместимости смазок разного состава

 

TOTACHI GREASE EP2

 

TOTACHI GREASE EP2

Важно помнить, что неправильно подобранные смазочные материалы в условиях высоких нагрузок быстро разрушаются, предел их прочности падает, и смазка выдавливается из зоны трения даже после остановки механизма.

Компания TOTACHI берет на себя дополнительные обязательства по предоставлению технической поддержки, а также выработки оптимальных решений для партнеров по использованию продуктов, выпускаемых компанией.