Текст материала издания "АвтоЭксперт" сокращен
Полное интервью читайте по ссылке
Качество масла на высоте
Если ломается автомобиль - он останавливается, а если ломается самолет - он падает. Конечно, это гипербола - при многих отказах воздушное судно способно совершить экстренную посадку. Тем не менее, серьезный отказ в воздухе - всегда очень серьезная неприятность. Особенно когда речь идет об отказе двигателя, да еще на одномоторном самолете. Поэтому к мнению специалистов по обслуживанию двигателей таких машин стоит прислушиваться - их опыт и мера ответственности требуют использования лучших решений. Рассказывает главный инженер Харьковского аэроклуба им. В.С. Гризодубовой Виктор Кулаченко.
...
- Авиадвигатели разбираются и ремонтируются превентивно? Кто определяет, какие узлы подлежат замене?
- Этим занимается сертифицированная организация, обязательно сертифицированная производителем двигателя, по утвержденной для него и типа воздушного судна процедуре. В Киеве есть официальный дилер и сервисный центр компании ROTAX, который и занимается выполнением капитального ремонта. Ремонт большой сложности не представляет. Есть специальный ремкомплект обязательных к замене деталей. Остальные узлы подлежат дефектовке, и те из них, которые еще не исчерпали ресурс, но уже вышли из допуска, тоже могут быть заменены - чтобы обеспечить максимальный назначенный ресурс двигателя до следующего капремонта.
- Как вы выбирали масло, когда получили самолет? По каким параметрам, кроме соответствия спецификации.
....(мы) остановили свой выбор на масле Totachi PRO TOURING M 5W-40. В течение месяца мы изучали поставщика, сравнивали паспортные характеристики масла с показателями, рекомендованного производителями масла. Затем провели анализы масла в лаборатории аэропорта Харькова, в которой по договору проверяем топливо и масла, и сравнили паспортные данные масла с лабораторными. Все данные сошлись или полностью, или в пределах погрешности. Попробовали вначале на одном самолете, полетали - понравилось. И вот по сей день мы работаем на этом масле.
- Как можно оценить качество масла в первом приближении?
- Разборка использованного фильтра - способ оценить скорость процессов износа, доступный каждому авиационному инженеру. Такими показателями можно пользоваться без всякой лаборатории. При замене масла вскрывается масляный фильтр и проверяется его внутренняя часть на наличие продуктов износа двигателя. В фильтре есть магнитная пробка, на которой оседают частицы магнитных металлов. Материалы, которые не магнитятся - всевозможные частички уплотнений, нагар - тоже остаются в масляном фильтре, на фильтрующем элементе. Фильтр даже может быть раздут, если фильтрующий элемент забит мелкими фракциями. Корпус фильтра разрезается, и мы его содержимое можем визуально или при помощи увеличительного стекла рассмотреть и изучить. Так вот после 100 часов наработки на масле Totachi PRO TOURING M 5W-40 никаких следов угара, крошки, посторонних примесей в фильтре не было. Мы, наверное, уже 4 раза меняли такое масло - с тем же результатом.
- На разных двигателях?
- Да, 4 раза по 100 часов - 400 часов мы налетали на каждом самолете. И каждый раз вскрываем фильтр - никаких замечаний нет. Что еще надо отметить, по моему опыту работы с другими маслами на протяжении моей авиационной карьеры - если масло неоригинальное, не соответствующее требованиям, то при работе двигателя температура масла выше. Некоторые примеси в синтетических маслах негативно влияют на резинотехнические изделия и уплотнения - под головкой блока цилиндров, под клапанной крышкой появляются небольшие подтеки. Когда масло неоригинальное, в нем присутствует какая-то примесь или присадка, возможно, призванная стабилизировать вязкость базового масла с недостаточным собственным индексом вязкости. Ее наличие тяжело выявить, - пусть это остается на совести тех "товарищей", которые такое масло производят. На данный момент у нас таких дефектов и замечаний не было - все двигатели сухие, никаких вредных веществ мы в масле не обнаружили. Всему, что в паспорте масла написано, оно по факту и соответствует.
- Переход на новое масло потребовал какой-то специальной процедуры? Чтобы понять, нормально ли на нем работает двигатель?
- Специальных процедур нет - все в рамках регламентов, согласно которым после капремонта есть такая процедура, как контрольное опробование двигателя на земле. В этом участвовал представитель организации, которая нам ремонтировала двигатели. Она занимает не более часа, поэтому ее мы выполнили на прежнем масле, после чего слили его - на таком коротком интервале трудно заметить разницу в состоянии масла. Затем есть период обкатки после капремонта - 25 часов. Это обязательная процедура на любом масле. На обкатке мы уже использовали масло Totachi PRO TOURING M, как и на всех последующих заменах через каждые 100 часов.
- В течение этих 100 часов вы никаких промежуточных анализов не делаете? Регламент не предполагает промежуточный анализ, например, на 50 часах?
- Он предусмотрен только в том случае, когда возникли замечания к работе двигателя. Если же все работает штатно, в регламенте технического обслуживании не предусмотрены промежуточные процедуры контроля состояния масла. А вот масло после 100 часов мы сдавали на анализ, и получили результат, которого и ожидали - никаких замечаний по маслу нет. Проблем никаких с маслом тоже не было, поэтому продолжили эксплуатацию двигателей на этом масле. Сейчас анализов не делаем - уже знаем, что это масло хорошее, претензий к нему нет, поэтому пока работаем так. Учитывая наш опыт эксплуатации на старом масле, мы и так по параметрам работы двигателя понимаем, как работает масло. Перед каждой предполетной подготовкой у нас специалисты делают полную газовку (предполетное опробование двигателя на разных режимах работы - ред.) и проверяют все параметры. Показатели масла - это один из основных параметров, по параметрам которого можно оценить работу двигателя.
- Какие еще параметры масла, кроме его температуры, можно контролировать при работающем двигателе?
- Значение имеет не только температура масла, но также давление в системе и скорость изменения параметров - все это, с точностью до градусов и секунд регистрирует "флайдат" (Flight Data Recorder) - регистратор полетных данных, он же параметрический самописец. Каждые 5 секунд параметры фиксируются постоянно, с момента пуска двигателя. Все эти параметры можно выгрузить на ноутбук и перелистать, просмотреть. Если были какие-то перебои, даже незначительные, которых пилот в полете вполне мог не заметить, то на записи с регистратора полетных данных будут видны кратковременные скачки температуры или давления масла. Их соотнесение с другими параметрами, также связанными с состоянием и качеством масла, такими как температура отработавших газов, охлаждающей жидкости - позволяет выявить проблему, если двигатель работает неидеально.
- На предыдущем масле вы не замечали каких-то нехороших тенденций в этих "кардиограммах" двигателя? Или только визуально стали фиксировать, что появился нагар?
- Когда мы работали на старом масле, то замечали следующее явление - по мере наработки моточасов рабочее давление масла плавно снижалось, вплоть до самой нижней критической точки, когда загорается красная лампочка - давление минимально. И я так предполагаю, что в процессе эксплуатации оно утрачивало высокотемпературную вязкость. Становясь более жидким, оно легче прокачивалось, создавая меньше сопротивления масляному насосу. Но это значит, что и его смазывающие свойства ухудшились, толщина масляной пленки уменьшилась. С маслом Totachi таких дефектов нет. .... Суммарный налет на 4 самолетах составляет уже порядка 2000 часов. То есть четверть ресурса до следующей серии капремонта всех двигателей мы на нем уже налетали.
Беседовал Александр Кельм