i

О ПРИМЕНЕНИИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ TOTACHI® В АВИАТЕХНИКЕ, МАТЕРИАЛ ИЗДАНИЯ "АВТОЭКСПЕРТ"

О применении моторных масел TOTACHI® в авиатехнике, материал издания "АвтоЭксперт"
i

Дата публикации: 11.02.2020

iвернуться к списку публикаций

Текст материала издания "АвтоЭксперт" сокращен

Полное интервью читайте по ссылке

Качество масла на высоте

 

Если ломается автомобиль - он останавливается, а если ломается самолет - он падает. Конечно, это гипербола - при многих отказах воздушное судно способно совершить экстренную посадку. Тем не менее, серьезный отказ в воздухе - всегда очень серьезная неприятность. Особенно когда речь идет об отказе двигателя, да еще на одномоторном самолете. Поэтому к мнению специалистов по обслуживанию двигателей таких машин стоит прислушиваться - их опыт и мера ответственности требуют использования лучших решений. Рассказывает главный инженер Харьковского аэроклуба им. В.С. Гризодубовой Виктор Кулаченко.



Главный инженер Харьковского аэроклуба им. В.С. Гризодубовой Виктор Кулаченко

...

- Авиадвигатели разбираются и ремонтируются превентивно? Кто определяет, какие узлы подлежат замене?

- Этим занимается сертифицированная организация, обязательно сертифицированная производителем двигателя, по утвержденной для него и типа воздушного судна процедуре. В Киеве есть официальный дилер и сервисный центр компании ROTAX, который и занимается выполнением капитального ремонта. Ремонт большой сложности не представляет. Есть специальный ремкомплект обязательных к замене деталей. Остальные узлы подлежат дефектовке, и те из них, которые еще не исчерпали ресурс, но уже вышли из допуска, тоже могут быть заменены - чтобы обеспечить максимальный назначенный ресурс двигателя до следующего капремонта.

- Как вы выбирали масло, когда получили самолет? По каким параметрам, кроме соответствия спецификации.

....(мы) остановили свой выбор на масле Totachi PRO TOURING M 5W-40. В течение месяца мы изучали поставщика, сравнивали паспортные характеристики масла с показателями, рекомендованного производителями масла. Затем провели анализы масла в лаборатории аэропорта Харькова, в которой по договору проверяем топливо и масла, и сравнили паспортные данные масла с лабораторными. Все данные сошлись или полностью, или в пределах погрешности. Попробовали вначале на одном самолете, полетали - понравилось. И вот по сей день мы работаем на этом масле.

В самолетах ХАЗ-30 используется моторное масло Totachi PRO TOURING M SAE 5W-40 API SN

- Как можно оценить качество масла в первом приближении?

- Разборка использованного фильтра - способ оценить скорость процессов износа, доступный каждому авиационному инженеру. Такими показателями можно пользоваться без всякой лаборатории. При замене масла вскрывается масляный фильтр и проверяется его внутренняя часть на наличие продуктов износа двигателя. В фильтре есть магнитная пробка, на которой оседают частицы магнитных металлов. Материалы, которые не магнитятся - всевозможные частички уплотнений, нагар - тоже остаются в масляном фильтре, на фильтрующем элементе. Фильтр даже может быть раздут, если фильтрующий элемент забит мелкими фракциями. Корпус фильтра разрезается, и мы его содержимое можем визуально или при помощи увеличительного стекла рассмотреть и изучить. Так вот после 100 часов наработки на масле Totachi PRO TOURING M 5W-40 никаких следов угара, крошки, посторонних примесей в фильтре не было. Мы, наверное, уже 4 раза меняли такое масло - с тем же результатом.

- На разных двигателях?

- Да, 4 раза по 100 часов - 400 часов мы налетали на каждом самолете. И каждый раз вскрываем фильтр - никаких замечаний нет. Что еще надо отметить, по моему опыту работы с другими маслами на протяжении моей авиационной карьеры - если масло неоригинальное, не соответствующее требованиям, то при работе двигателя температура масла выше. Некоторые примеси в синтетических маслах негативно влияют на резинотехнические изделия и уплотнения - под головкой блока цилиндров, под клапанной крышкой появляются небольшие подтеки. Когда масло неоригинальное, в нем присутствует какая-то примесь или присадка, возможно, призванная стабилизировать вязкость базового масла с недостаточным собственным индексом вязкости. Ее наличие тяжело выявить, - пусть это остается на совести тех "товарищей", которые такое масло производят. На данный момент у нас таких дефектов и замечаний не было - все двигатели сухие, никаких вредных веществ мы в масле не обнаружили. Всему, что в паспорте масла написано, оно по факту и соответствует.

- Переход на новое масло потребовал какой-то специальной процедуры? Чтобы понять, нормально ли на нем работает двигатель?

- Специальных процедур нет - все в рамках регламентов, согласно которым после капремонта есть такая процедура, как контрольное опробование двигателя на земле. В этом участвовал представитель организации, которая нам ремонтировала двигатели. Она занимает не более часа, поэтому ее мы выполнили на прежнем масле, после чего слили его - на таком коротком интервале трудно заметить разницу в состоянии масла. Затем есть период обкатки после капремонта - 25 часов. Это обязательная процедура на любом масле. На обкатке мы уже использовали масло Totachi PRO TOURING M, как и на всех последующих заменах через каждые 100 часов.

TOTACHI PRO TOURING M 5W-40



- В течение этих 100 часов вы никаких промежуточных анализов не делаете? Регламент не предполагает промежуточный анализ, например, на 50 часах?

- Он предусмотрен только в том случае, когда возникли замечания к работе двигателя. Если же все работает штатно, в регламенте технического обслуживании не предусмотрены промежуточные процедуры контроля состояния масла. А вот масло после 100 часов мы сдавали на анализ, и получили результат, которого и ожидали - никаких замечаний по маслу нет. Проблем никаких с маслом тоже не было, поэтому продолжили эксплуатацию двигателей на этом масле. Сейчас анализов не делаем - уже знаем, что это масло хорошее, претензий к нему нет, поэтому пока работаем так. Учитывая наш опыт эксплуатации на старом масле, мы и так по параметрам работы двигателя понимаем, как работает масло. Перед каждой предполетной подготовкой у нас специалисты делают полную газовку (предполетное опробование двигателя на разных режимах работы - ред.) и проверяют все параметры. Показатели масла - это один из основных параметров, по параметрам которого можно оценить работу двигателя.

- Какие еще параметры масла, кроме его температуры, можно контролировать при работающем двигателе?

- Значение имеет не только температура масла, но также давление в системе и скорость изменения параметров - все это, с точностью до градусов и секунд регистрирует "флайдат" (Flight Data Recorder) - регистратор полетных данных, он же параметрический самописец. Каждые 5 секунд параметры фиксируются постоянно, с момента пуска двигателя. Все эти параметры можно выгрузить на ноутбук и перелистать, просмотреть. Если были какие-то перебои, даже незначительные, которых пилот в полете вполне мог не заметить, то на записи с регистратора полетных данных будут видны кратковременные скачки температуры или давления масла. Их соотнесение с другими параметрами, также связанными с состоянием и качеством масла, такими как температура отработавших газов, охлаждающей жидкости - позволяет выявить проблему, если двигатель работает неидеально.

- На предыдущем масле вы не замечали каких-то нехороших тенденций в этих "кардиограммах" двигателя? Или только визуально стали фиксировать, что появился нагар?

- Когда мы работали на старом масле, то замечали следующее явление - по мере наработки моточасов рабочее давление масла плавно снижалось, вплоть до самой нижней критической точки, когда загорается красная лампочка - давление минимально. И я так предполагаю, что в процессе эксплуатации оно утрачивало высокотемпературную вязкость. Становясь более жидким, оно легче прокачивалось, создавая меньше сопротивления масляному насосу. Но это значит, что и его смазывающие свойства ухудшились, толщина масляной пленки уменьшилась. С маслом Totachi таких дефектов нет. .... Суммарный налет на 4 самолетах составляет уже порядка 2000 часов. То есть четверть ресурса до следующей серии капремонта всех двигателей мы на нем уже налетали.





Беседовал Александр Кельм

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ...
28.05.2024

Завершился Внедорожный Авитаминоз 2024, который собрал больше 100 экипажей в 7 классах.

24.05.2024

Хоккейная команда TOTACHI заняла первое место в Кубке Поколений 2023-24

21.05.2024

Новый продукт TOTACHI - Полироль панели с матовым эффектом